Мы их или они нас? Часто говорят, что коррупция стала системообразующим элементом российской власти и потому неодолима. Но сколько же чиновников на самом деле в неё вовлечены?
Конечно, всякой коррупционной шушеры, в особенности, мелких взяточников, очень много – сотни тысяч. Но ключевыми в любой системе являются всего 2-5% её элементов. В масштабах России это всего несколько тысяч самых крупных коррупционеров, которые поставили страну в «интересную» позицию. И только из-за своей разобщенности десятки миллионов людей ничего не могут противопоставить коррупционно-бюрократическому беспределу.
А ведь чтобы вывести из игры какого-нибудь ударника коррупционного труда, гражданам зачастую достаточно скоординировать свои усилия. Любая система защищает своего члена лишь до определённого предела и инстинктивно сдаёт его, когда возникает угроза собственной безопасности в целом.
Сегодня интернет предоставляет огромные возможности для взаимодействия. Мало того, он позволяет, не выходя из дома, «забанить» почти любого проворовавшегося чиновника. Нужны лишь факты заботы о «государственных» интересах и терпение, чтобы методично бить в одну точку.
Правоохранительная крыша и административный ресурс спасут немногих проворовавшихся бюрократов, если несколько сотен, и тем более – тысяч, людей одновременно выразят своё отношение к его «достижениям», направив в прокуратуру и (или) Президенту заявления с требованием привлечь такого «государственника» к уголовной ответственности. По мере расширения огласки в коррупционной стене рано или поздно пробьётся брешь.
Потихоньку технология самоорганизации общества путём массовой отправки заявлений через Интернет начинает работать. Недавний пример -
увольнение мошенника из Минсоцздравразвития, другие подобные случаи. Главное от разговоров перейти к делу, для начала – хотя бы виртуальному (
1,
2,
3,
4), не останавливаться и привлекать как можно больше единомышленников, в итоге мы доберёмся до самых жирных котов.
Глупо надеяться, что праздник жизни организованный продажными чинушами за наш счёт прекратится сам по себе. Поэтому противодействие коррупции – вовсе не модный повод для демонстрации высокого гражданского самосознания, как думают некоторые. Ведь когда речь идёт о будущем собственных детей – не до пафоса.
Карикатура Алекса Димитрова